Пятница, 17.05.2024, 01:58
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Школа для родителей » Советы логопеда

Советы логопеда

 
     Логопед занимается с детьми  коррекционной группы для детей с ФФН и ОНР и осуществляет индивидуальную диагностику, выделяет детей, нуждающихся в логопедической помощи.
     Индивидуальные занятия с логопедом проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
В занятия входят следующие направления:

 

  •      Коррекция звукопроизношения
  •      Развитие фонематического слуха.
  •      Общее развитие речи.
  •      Обучение чтению.
  •      Растормаживание речи (у не говорящих детей от 3 лет).

 

     Главная задача логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста: раннее выявление речевой патологии, своевременная коррекция, профилактика речевых нарушений.
     Учитывая, что речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда со временем закрепляется, с большим трудом преодолевается в последние годы и может сохраниться на всю жизнь, логопед проводит разъяснительные беседы – консультации для родителей, детям которых нужна логопедическая поддержка.

 

Презентация кабинета учителя-логопеда

Речевая готовность ребенка к школе

           Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и еѐ развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующие мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно.

Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочёты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Готовность и неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и

письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.

Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.                   

Особого внимания требует:

1.Правильность произношения звуков.

До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причём особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (калтина вместо картина). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

2.Умение различать звуки речи на слух.

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить («опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих

этим звукам букв во время письма.

3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.

Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их

готовности к обучению грамоте.

4.Состояние словарного запаса.

Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи- существительные, глаголы,

прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, птицы, овощи, животные...), которые начинают усваиваться детьми примерно с трѐх — трѐх с половиной лет.

5. Сформированность грамматических систем.

Овладение ребенком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам...) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, — образуются так называемые однокоренные слова.

Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования —лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.

Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли.

6. Владение связной речью.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому, о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Для развития связной речи у детей можно использовать следующие приемы:

Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказывать о каком — либо интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме.

Слушать нужно с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов. Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение и рассказывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действия. Следует научить ребенка давать на вопрос полный

ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по ее содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребенка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклоняться в сторону от основной нити повествования.

Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по ее содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особой сложности.

Для упражнений в рассказывании можно использовать:

пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

пересказ просмотренного мультфильма;

рассказ о событиях прошедшего дня;

рассказ об интересной прогулке, об экскурсии; заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?); составление рассказа по данному его концу (что было до этого?)                                             

 Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ «с чего-то начинается и чем-то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала. В плане подготовки к овладению чтением и письмом, помимо всего сказанного, очень важно обеспечить также четкое знание ребенком всех букв алфавита. Для этого необходимо своевременно позаботится о развитии у него зрительно-пространственных представлений. Подготовка ребенка к школе с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем.

 

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу

 

Многие родители бывают удивлены и даже напуганы, когда им предлагают

показать ребѐнка неврологу. Согласна, что такие опасения вполне обоснованы. В этой статье мне хотелось бы рассказать, каким образом логопедия связана с неврологией и что может дать визит к неврологу.

Всем известно, что логопедия связана с медициной, и о том, что механизм

возникновения некоторых дефектов речи связан с нарушением и особенностями нервной системы. Поэтому участие детского невролога в процессе диагностики и коррекции речевых недостатков необходимо.

Расстройства речи, при которых необходима консультация невролога:

• Дизартрия.• Алалия.• Афазия.

Причины, по которым следует проконсультироваться у невролога:

1. Чтобы не упустить драгоценное время.

Часто родители, затрачивая много сил, времени и средств, водят детей на

различные развивающие занятия, а проблема не решается. Это означает, что ребѐнок нуждается в комплексной помощи, состоящей из логопедической коррекции и обязательного соблюдения рекомендаций детского невролога.

2. Чтобы выяснить причины.

Иногда родители беспокоятся только по поводу проблем с речью у ребѐнка, а

других тревожных признаков просто не замечают. Родители обращаются к логопеду, а опытный логопед замечает, что проблема лежит значительно глубже, и направляет ребѐнка на консультацию к врачу- неврологу. Это связано с тем, что только специалист невролог может провести необходимое обследование, позволяющее выявить причину тревожных симптомов. Как мы уже говорили, речевые нарушения могут быть обусловлены органическими нарушениями нервной системы. Причины этого могут быть

различные: токсикозы или инфекции во время беременности, асфиксии, травмы и другие.

3. Для достижения результата.

Иногда занятия с логопедом долго не позволяют достичь желаемого результата.

Такая ситуация складывается, когда нарушение речи носит органический характер. В подобных случаях необходимо участие невролога.

При выявлении органической патологии доктор назначит лечение. Это не

обязательно будет медикаментозное лечение, часто назначения доктора ограничиваются ЛФК, массажем или физиотерапевтическими процедурами. Такие назначения помогут сделать логопедическую коррекцию эффективней.

Лучше будет, если вы выберете одного специалиста-невролога и будете

консультироваться только у него, ведь только так можно объективно оценить ситуацию и проследить динамику.

Помните, что некоторые нарушения речи не являются самостоятельными

нарушениями, а являются признаками нарушения нервной системы. В таких ситуациях обратиться к неврологу необходимо. Опыт работы показывает, что вовремя начатая совместная работа невролога и логопеда даѐт положительные результаты.

 

 

                                   Чем полезна лепка для ребёнка

Лепка – это очень полезное и интересное занятие. Занятия лепкой способствуют  всестороннему развитию ребѐнка:

• стимулируют сенсорную чувствительность, т. е. формируют способность к восприятию  цвета, формы, фактуры;

• развивают пространственные представления;

        • совершенствуют мелкую моторику, что в дальнейшем поможет малышу                                       в     овладении навыком письма;

способствует развитию речи;

развивают творческое воображение;

способствуют развитию межполушарного взаимодействия;

вырабатывают аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;

способствуют концентрации внимания; снижает возбудимость и раздражительность.

С какого возраста можно заниматься лепкой?

Примерно начиная с 1 года, ребѐнка можно начинать знакомить с тестом для лепки и пластилином. А с 3-х летнего возраста малыш уже может лепить из пластилина что-то творческое.

Как выбрать материал для лепки?

Для самых маленьких лучше выбрать тесто для лепки, так как его легче раскатывать, мять в ручках, заполнять им формочки.

Начиная с 3-х лет, дети уже начинают лепить несложные фигурки, создавать интересные поделки. Для этого больше подходит пластилин. Выбирая пластилин, обратите внимание, чтобы он был достаточно мягким, не очень жирным и гибким.

Как организовать занятия лепкой?

1. Выбираем цвет.

Начинаем с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать сначала из двух-трѐх цветов (не нужно предлагать сразу все цвета, потому что ему сложно будет сделать выбор).

2. Разминаем.

Когда вы определились с цветом, приступайте к разминанию пластилина. Пусть малыш разминает свой брусочек, а вы – свой.

3. Выполняем простые действия.

Для начала можно показать ребѐнку, как разминать пластилин, как отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепѐшку и др. Эти простые действия заинтересуют малыша.

4. Отщипываем кусочки.

Детям очень нравится отщипывать кусочки пластилина. Чтобы кусочки пластилина не оказались повсюду, предложите ему лепить эти кусочки на лист картона или бумаги. Чтобы это задание сделать более интересным, лепите кусочки пластилина на разные изображения: вешайте плоды на нарисованные фруктовые деревья, делайте орнамент на предметах одежды, наряжайте нарисованную ѐлку и т.д.

5. Катаем колбаски и шарики.

Учим катать колбаски и шарики двумя ладошками или одной ладошкой о плоскую

поверхность. Из колбаски можно свернуть колечко или сделать змейку. А скатанные

шарики можно раздавить пальчиками.

6. Делаем отпечатки.

Дети очень любят делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы можете раскатать лепѐшку из пластилина и предложить малышу вдавливать в неѐ разнообразные предметы: пластиковую крышку, игрушечную вилку.

Организуя занятия лепкой, родители должны помнить о том, что нужно обязательно

находиться рядом с малышом. Во-первых, нужно следить, чтобы он не попробовал

пластилин на вкус, а во-вторых, для того, чтобы помогать ребѐнку в осуществлении его творческих замыслов.

 

 

Учим предлоги, играя

 

Чтобы речь ребѐнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить

предлоги. В речи ребѐнка предлоги появляются позже других частей речи.                          На первых порах дети употребляют предлоги неправильно или вообще их пропускают. В речевом потоке предлоги сливаются с другими словами, и ребѐнок попросту может не слышать их.

При нормальном речевом развитии формировать словарь предлогов можно начинать с 2,5-3 лет, и к 6-7 годам ребѐнок должен использовать 21 предлог.

Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, то пополнять словарный запас предлогами нужно через игру.

Давайте рассмотрим варианты таких игр.

1. Игра «Где лежит игрушка?»

Эта игра учит ребѐнка понимать значение предлогов - НА, В, ПОД, ОКОЛО.

Берѐм коробку с крышкой, ставим еѐ на стол, а рядом кладѐм мелкие предметы или

игрушки. Начинаем раскладывать игрушки в разные места: одну – в коробку, другую –под коробку, следующие – на коробку и около коробки.

Выполняя действия, сопровождаем их соответствующими словами: «Вот кубик. Я кладу кубик в коробку. Где теперь кубик? В коробке. А это карточка. Я кладу карточку под коробку. Где теперь карточка? Под коробкой». И т. д.

После показа действий с предметами и комментирования предлагаем малышу выполнить просьбу: «Положи линейку под коробку. Положи машинку на коробку». И т. д.

2. Игра «Куда села бабочка?»

Игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - НА.

Держим в руке игрушечную бабочку или еѐ изображение и перемещаем еѐ на различные предметы, спрашивая у ребѐнка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.

3. Игра с мячом.

Эта игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - С. Бросаем мяч малышу и спрашиваем: «С чем пьют чай?» Ребѐнок отвечает и бросает мяч обратно: «С сахаром».

«С чем делают блинчики?» (С творогом).

«С кем ты дружишь?» (С Сашей).

«С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). И т.д.

4. Игра «Прятки»

Прячем игрушки в разных местах, чтобы ребѐнок не видел этого. Предлагаем ему угадать, куда мы положили игрушку, задавая вопросы, в которых есть предлог. Например: «Ты положила мяч в шкаф?», «Ты спрятала мяч за штору?»,                               «Ты закатила мяч под кровать?» ит.д.

 

Такие игры полезно повторять, используя разные игрушки и предметы домашнего

обихода.

При выполнении заданий с предлогами произносить их нужно раздельно и внятно,

выделяя при помощи интонации и силы голоса.

Ещѐ нужно следить за тем, чтобы ребѐнок тоже произносил предлоги отдельно от

идущего за ним слова.

 

 

 

Учитель-логопед ведет консультацию
для родителей массовых групп:
среда  с 13.00 до 17.00
(любой другой день по предварительному согласованию)

 

 
Категория: Советы логопеда | Добавил: Наталья (20.06.2011)
Просмотров: 3898 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 2
2 Сергей  
Очень полезная информация для родителей

1 Танита  
Татьяна Дмитриевна!Дальнейших успехов в кропотливой работе по коррекции речевых нарушений у детей!